Актуальные вопросы цифровизации отрасли обсудили в рамках «Транспортной недели»
17.11.2021
Цифровизация на транспорте

Актуальные вопросы цифровизации отрасли обсудили в рамках «Транспортной недели»

Пленарная дискуссия «Цифровая логистика 2021-2024-2030: от трансформации компаний к лидерству всей транспортной отрасли» прошла 16 ноября на полях XV Международного форума и выставки «Транспорт России». Участие в дискуссии приняли заместитель министра транспорта Кирилл Богданов, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Андрей Черненко, генеральный директор Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих, заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот» Сергей Крылов, главный управляющий директор по технологическому развитию и инновациям Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Леонид Осипов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин,  заместитель генерального директора по международному бизнесу АО «Почта России» Георгий Аликошвили, генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов, заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Государственной компании «Автодор» Виктория Эркенова.

В своем выступлении Кирилл Богданов в качестве главной задачи назвал создание цифровой экосистемы, в которой взаимодействовали бы все участники транспортного комплекса. Среди основных направлений цифровой трансформации замминистра назвал беспилотники для пассажиров и грузов, зеленый коридор для пассажиров, бесшовную грузовую логистику, цифровое управление транспортной системой, цифровизацию для транспортной безопасности и цифровые двойники объектов. Также были озвучены результаты в области цифровизации, которые планируется достигнуть к 2024, 2030 и 2035 годам. Среди них запуск первой беспилотной трассы М-11 «Нева» и беспилотного коридора Азия-Европа.

Андрей Черненко поблагодарил Минтранс за поддержку и эффективное межведомственное взаимодействие, а также рассказал о различных цифровых сервисах, уже функционирующих в стране. В свою очередь Евгений Чаркин поделился информацией о том, как цифровая трансформация проходит в сфере железнодорожного транспорта. К 2030 году ОАО «РЖД» планирует достигнуть высоких результатов — оказанию 95 % услуг для пассажиров в электронном виде и 65%-ной доли операций в бизнес-процессах обслуживания без участия человека.

Леонид Осипов сообщил о методах оценки проектов-«маяков» по двум главным критериям: рыночному потенциалу и «притягивающему» эффекту. Рыночный потенциал подразумевает наличие инвестора, который готов рисковать, вкладываясь своими средствами, и зарабатывать на достижениях проекта. «Притягивающий» эффект образуется, когда вокруг крупного и социально полезного проекта появляются новые компании.

Также говорилось о различных цифровых проектах, которые реализуются уже сегодня. Георгий Аликошвили разъяснил детали проекта по беспилотной аэродоставке грузов, а Сергей Крылов — о применении системы «зеленого коридора» с биометрией в авиации. Евгений Дитрих рассказал о методиках финансирования и иных формах поддержки проектов и транспортных компаний. Кроме того, он отметил важность проецирования всех предлагаемых инициатив на конкретную ситуацию в конкретном регионе на предмет их реализуемости.

Илья Перевалов сообщил о ходе реализации ожидаемого без преувеличения всеми автомобильными грузоперевозчиками страны проекта по созданию и запуску государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). По его словам, электронный документооборот и в принципе обмен электронными данными – это основа цифровизации. ГИС ЭПД станет ключевым звеном тотального перевода в цифру перевозочных документов на автомобильном транспорте. Например, количество только транспортных накладных, которые могут быть в цифровом виде представлены в системе, составит около трех миллиардов, а количество участников, которых охватит ГИС ЭПД, исчисляется порядка семи миллионов. Безусловно, очень важно, чтобы вновь создаваемая система вписывалась в существующие бизнес-процессы транспортного комплекса, не нарушая их, считает спикер. Проект ГИС ЭПД построен так, чтобы задействовать уже сложившуюся инфраструктуру операторов электронного документооборота.

Проект создания ГИС ЭПД реализуется в кратчайшие сроки, подчеркнул Илья Перевалов. Он сообщил, что в этом году в системе будет готова вся функциональность, позволяющая осуществлять предоставление электронных документов, переданных участниками грузоперевозки в систему ГИС ЭПД, федеральным органам исполнительной власти. В следующем году одним из основных направлений развития системы станет реализация функционала системы по верификации данных в электронных перевозочных документах, а также реализация сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия в поддержку очень нужной технологии онлайн-витрин государственных данных, которую реализует Минцифры России. Это поможет осуществлять и упростит обмен данными с федеральными органами исполнительной власти.

Говоря о перспективах ГИС ЭПД на ближайшее десятилетие, генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» отметил три основных направления развития системы. В первую очередь, это тиражирование ее на другие виды транспорта: железнодорожный, авиационный, морской и речной, а также на все виды перевозок: внутренние, в рамках РФ, а также экспорт, импорт, транзит. Второе – это расширение списка перевозочных документов, получаемых системой. Сегодня речь идет только о трех документах: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказе наряда, в дальнейшем этот список пополнят, в первую очередь, путевые листы. Третье направление – это создание условий для организации бесшовной логистики при обеспечении процессов международных перевозок.